Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау. Республика Башкортостан.

Автор: http://rrckumertau.mintrudrb.ru

Дата: 2015-07-22

Общая информация

7 мая 2001 года Постановлением главы администрации города Кумертау №488-пг создано государственное учреждение Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Распоряжением Правительства РБ от 23.11.2009 г. №1289 изменен тип существующего Государственного учреждения на ГАУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау.

Зоны обслуживания ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау:
— Зианчуринский район;
— Кугарчинский район;
— Куюргазинский район;
— Федоровский район;
— Ишимбайский район;
— г. Кумертау;
— г. Мелеуз;
— г. Салават;
— г. Стерлитамак.

Распоряжением Правительства РБ от 28.10.2011 г. №1380-р с 01.01.2012 г. филиалы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья:
— в Стерлитамском районе — на 25 койко-мест по адресу:
453140, Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Наумовка, ул. Ленина д. 14.
Зоны обслуживания филиала в Стерлитамакский районе: г. Стерлитамак, г. Салават, Аургазинский, Кармаскалинский, Гафурийский, Альшеевский, Стерлитамакский районы;
— в Зианчуринском районе — на 10 койко-мест по адресу:
453391, Республика Башкортостан, Зианчуринский район, с. Абзаново, ул. Молодежная, д. 4.
Зоны обслуживания филиала в Зианчуринском районе: Зианчуринский район;
— в Стерлибашевском районе — на 12 койка-мест по адресу:
453180, Республика Башкортостан, Стерлибашевский район, с. Стерлибашево, ул. Колхозная, д. 2.
Зоны обслуживания филиала в Стерлибашевском районе: Бишбулякский, Миякинский, Стерлибашевский районы;
— в Кугарчинском районе — на 20 койко-мест, по адресу:
453789, Республика Башкортостан, Кугарчинский район, с. Новохвалынский, ул. Оло Ик, д. 9.
Зоны обслуживания филиала в Кугарчинском районе: Кугарчинский район.

Материально техническое состояние центра соответствует лицензионным требованиям. Мощность центра 90 коек, из них 45 — на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 45 — на санаторно-курортное лечение граждан — получателей государственной социальной помощи.

 
 

Центр является многопрофильным реабилитационным лечебно-профилактическим учреждением, где реализуется комплексная реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках государственного заказа.

Расположение центра в лесном массиве благоприятствует оздоровлению и отдыху пациентов. В учреждении создана лечебная база, гостиничный комплекс на 90 мест, зал питания, зимний сад, зал ЛФК, зал для культурно-досуговой деятельности, библиотека. Организованы услуги проката инвентаря: лыжи, коньки.

    

Структура реабилитационного центра представлена следующими подразделениями:
— стационарное отделение;
— отделение медико-социальной реабилитации;
— отделение социально-бытовой адаптации;
— отделение психолого-педагогической помощи.

 

Социальное обслуживание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (реабилитационные услуги)
 Получатели государственной услуги
 Граждане РФ, проживающих на территории РБ, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы (ст. 6 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года).
 Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Документ, подтверждающий факт рождения ребенка (один из списка):
— свидетельство о рождении.
— документ, подтверждающий факт рождения ребенка, со штампом «апостиль»;
— документ, подтверждающий факт рождения ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства легализованный консульским учреждением за пределами территории РФ;
— документ, подтверждающий факт рождения ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства с гербовой печатью;
— документ, подтверждающий факт рождения ребенка, выданный консульским учреждением.
Страховой медицинский полис.
СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета - пенсионное страховое свидетельство).
Заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, разработанная федеральным учреждением МСЭ.
История развития ребенка (один из списка):
— амбулаторная карта подростка (форма № 25-у);
— история развития ребенка (форма № 112-у).
Справка медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.
 Результат предоставления государственной услуги
 Предоставление социального обслуживания или отказ в нем.

 

Стационарное отделение

Стационарное отделение в ГАУ Реабилитационном центре г. Кумертау располагается на 3 и 4 этажах учреждения, рассчитано на 90 койко-мест,
— в Филиале реабилитации в Стерлитамакском районе — на 25 койко-мест;
— в Филиале реабилитации в Кугарчинском районе — на 20 койко-мест;
— в Филиале реабилитации в Стерлибашевском районе — на 12 койко-мест;
— в Филиале реабилитации в Зианчуринском районе — на 10 койко-мест.
 Всего: 157 койко-мест.

В стационарном отделении проживающим предоставляются условия проживания гостиничного типа, двухместные комнаты блочного типа, оснащенные сан-узлом и ванной комнатой; проживающим предоставляется комплект необходимых принадлежностей.

Имеются игровые холлы, оборудованные мягкой мебелью, сухим бассейном, игровыми модулями «Радуга», Аэрохоккеем, видеотекой, настольными играми, ростовыми куклами.

В стационарном отделении созданы условия, приближенные к домашним с соблюдением режима дня и прохождением процедур, способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая работа представлена в трех направлениях: воспитательная, оздоровительная, эстетическая. Осуществляется следующие виды деятельности: социально — бытовая, игротерапия, предметно — практическая, социо-культурная досуговая и коммуникативная.

 

Отделение медико-социальной реабилитации

Основным направлением деятельности отделения является:
— поэтапное выполнение индивидуальных программ социальной реабилитации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий. Лицензия на осуществление медицинской деятельности ЛО-02–01–002859 от 13.12.2013 г.;
— проведение санаторно-курортного лечения граждан — получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с заболеваниями нервной системы (в том числе на договорной основе);
— организация лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставление медикаментов и медицинской техники, консультирование, содействие в своевременном получении квалификационной медицинской помощи по акушерству и гинекологии, неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, стоматологии терапевтической, терапии. Осуществление доврачебной медицинской помощи: по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии, функциональной диагностике.

Комплекс специализированных кабинетов:
— кабинет водолечения;
— кабинет массажа;
— кабинет физиотерапевтического лечения;
— процедурный кабинет;
— кабинет врача-стоматолога;
— кабинет спелеотерапии;
— кабинет кумысотерапии;
— кабинет водолечения;
— лечебные ванны: хвойные, минеральные;
— циркулярный душ;
— восходящий душ;
— душ Шарко;
— подводная вытяжка позвоночника;
— мини сауны «Кедровая бочка»: вертикальная и горизонтальная;
— кабинет физиотерапевтического лечения;
— парафино-озокеритовые аппликации;
— псамотерапия;
— светолечение;
— УФО-терапия;
— магнитотерапия;
— электростимуляция;
— дарсонваль;
— лекарственый электрофорез;
— ДДТ, СМТ, УВЧ, СМВ, КВЧ;
— оксигенотерапия;
— ингаляции;
— грязелечение.

 

 

 

 

Отделение психолого-педагогической помощи

Принципы работы: единство и согласованность в процессе реабилитационного цикла, с оздание поэтапность реабилитационных мероприятий партнерство специалистов., просвящение родителей по вопросам реабилитации.

Отделение психолого-педагогической помощи осуществляет поэтапное выполнение индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках психолого-педагогической, логопедическо-дефектологической, социально-бытовой адаптации. Работа отделения направлена на восстановление утраченного социального статуса детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество. Отделение укомплектовано квалифицированными специалистами, которые стремятся помочь каждому ребенку осознать себя как личность, развить способности, научить понимать себя и владеть собой. Достижение поставленных целей возможно за счет применения в работе новейших методик, разработки авторских программ, использования современного реабилитационного оборудования, которым укомплектован каждый кабинет и стремления специалистов постоянно повышать уровень обслуживания.

Педагоги-психологи развивают эмоционально-волевую сферу ребенка, психо-познавательную функцию, учат общению и навыкам саморегуляции. На начальном этапе проводится диагностика возможностей ребенка, для этого используются «Диагностический комплект» Семаго Н. Я., альбом для предъявления Забрамной С. Д., блок компьютерных программ для диагностики интеллектуальных и творческих способностей детей, особенности личности, профессиональной ориентации.

Используется аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр», предназначенный для комплексной оценки уровня развития широкого спектра профессионально важных качеств, психологических и психофизиологических свойств и характеристик функционального состояния по результатам выполнения тестовых заданий и их комбинаций.

Исходя из полученных данных разрабатывается дальнейшая стратегия работы с ребенком. В ходе коррекционной деятельности используется дидактический материал по развитию ребенка, например, доски Сегена, рамки-вкладыши М. Монтессори, головоломки, дидактические столы, которые позволяют сформировать у ребенка элементарные представления об окружающем мире.

Для снятия эмоционального и физического напряжения используется песочная терапия.

Групповая работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а так же методов психогимнастики, сказкотерапии, куклотерапии, песочной терапии и направлена на осознание и формирование своей индивидуальности и развитие коммуникативной деятельности.

Программно-аппаратные комплексы «Экватор» и «Волна», разработанные НПФ «Амалтея» предназначены для обучения диафрагменно-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с использованием технологии функционального биоуправления.

Посещение сенсорной комнаты способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, установлению контакта между ребенком и специалистом. Среда сенсорной комнаты способствует стимуляции различных психо-познавательных процессов (слуха, зрения, тактильных ощущений, речи).

Дети с ограниченными возможностями здоровья на занятиях у логопеда-дефектолога получают помощь по коррекции и развитию психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие). Большое внимание уделяется развитию речевых функций — фонематическому слуху, звукопроизношению, формированию грамматического строя речи. Ведется работа по развитию речи и словарного запаса ребенка. Используется программно-аппаратный комплекс «Комфорт», предназначенный для обучения диафрагмально-релаксационному дыханию детей с заиканием. Широко применяется пособия М. Монтессори для сенсомоторного развития детей младшего возраста. Игры Б. П. Никитина, Н. А. Зайцева позволяют корректировать интеллектуальные способности.

Применяются адаптированные методики Г. Домана, Н. А. Зайцева. Для речевой реабилитации детей с нарушениями слуха используется сурдологопедический тренажер «Дельфа-130», со слепыми и слабовидящими детьми по системе Брайля.

В коррекционной работе с детьми с дизартрическими расстройствами речи и ДЦП используются массаж, в том числе и зондовый массаж по авторской программе Новиковой. Проводится массаж лицевых мышц, языка, губ, щек, а так же пальцев, кистей рук и предплечья.

Логопедическую помощь могут получить и взрослые, перенесшие ЧМТ, инсульты.

Социальные педагоги помогают детям овладевать навыками самообслуживания и бытовой адаптации. С этой целью оборудован кабинет, где воссоздана модель квартиры. Дети имеют возможность под руководством педагога овладеть навыками, необходимыми им в повседневной жизни, такими как последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, некоторые приемы первой медицинской помощи, правила поведения в экстренных ситуациях, сервировка стола. Даются представления о названиях и назначении кухонных принадлежностей и посуды, о названиях основных продуктах питания и блюд из этих продуктов. При помощи стенда-стойки дети учатся пользоваться бытовыми приборами, телефоном, знакомятся с номерами экстренного вызова.

В игровой форме дети знакомятся с правилами поведения на улице, в транспорте, магазине, парикмахерской.

На занятиях у музыкального руководителя развивается чувство вкуса, творческие способности, гармонический и мелодический слух, умение двигаться под музыку, а при прослушивании музыки разных жанров развивается эстетический вкус, происходит знакомство с творчеством композиторов-классиков. Для формирования чувства ритма широко используются шумовые инструменты: барабаны, бубны, ложки, колокольчики, маракасы и др. Музыкальные инструменты: металлофон, гусли, синтезатор развивают чувство лада. Учатся адекватно передавать содержание и характер песен и умению артистично ее исполнять на сцене, что позволяет им принимать активное участие в мероприятиях и праздниках, которые проводятся в центре.

Дети имеют возможность обучаться и по традиционным методикам образования. С этой целью оборудован учебный кабинет, где квалифицированными специалистами осуществляется учебный процесс.

Создание реабилитационного пространства в центре и его филиалах в современных условиях позволяет оказывать помощь семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, оказывать реабилитационные, медицинские (по лицензии), санаторно-курортные гостиничные услуги, услуги общественного питания на договорной основе.

Реабилитационный центр имеет потенциал повышения качества услуг, эффективности их предоставления в соответствии со стандартами и потребностям клиентов.

 

Реабилитационная работа

Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания — для этого применяются все виды необходимого лечения — хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.

Заболевший либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом, получает не только лечение — органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.

Все другие формы реабилитации — психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской.

Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация — это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т. п.

Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т. д.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.

Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов). Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.

Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов в ходе совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии. (Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести определенную квалификацию.)

Бытовая реабилитация — это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.). В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Специалист, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель — восстановление личного и социального статуса инвалида — и учитывать метод взаимодействия с ребенком, предполагающий:
— апелляцию к его личности;
— разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;
— единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т. д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;
— определенную последовательность — переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами специалистов и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями специалиста, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этапа — восстановительного — профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов — приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны — от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация — это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо) терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах ребенка может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

В процессе реабилитации происходит изменение ориентации — от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.

 КОНТАКТЫ

Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау Республики Башкортостан

 453300, РБ, г. Кумертау, ул. Советская, 1А
 Тел.: +7 347 61 4-11-66
rrc_kumertau@mintrudrb.ru

Просмотров: 2777

Оцените статью: 1 2 3 4 5

Комментарии к этой статье:

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки